18 июля 2019 г.
Андрей Курпатов: «Только от нас зависит, в какой группе мы окажемся в будущем – управляющие или управляемые»
  • img

Врач-психотерапевт, президент Высшей школы методологии, научный руководитель Лаборатории нейронаук Сбербанка рассказал участникам форума «Территория смыслов» о тренде цифровизации образования в будущем.

Последний «Диалог на равных» смены «Экосреда – Образование»  состоялся с Андреем Курпатовым. Слушателями стали 1000 педагогов с разных регионов страны. Вместе с ними спикер рассуждал о том, каким становится окружающий мир и какие люди будут успешными, чему нужно учить следующее поколение, в чем опасность инновационных наук и как избежать последствий тотальной цифровизации.

Диалог начался со слов: «Мы переживаем жесточайший кризис, никто никогда не жил в таком мире». Цифровое потребление порождает цифровую зависимость. Почти половина российских детей в возрасте до 10 лет все время проводят в гаджетах. Курпатов привел неутешительные данные статистики лаборатории Касперского: 41% населения России в младших возрастных группах в качестве «бебиситтеров» имеют смартфоны и планшеты. В США эта цифра составила 42%.

Сами взрослые стали использовать гаджеты в качестве нянек для детей, не задумываясь о последствиях. Ребенок не получает естественных раздражителей из внешней среды. Новые нервные клетки в его мозге не появляются и умирают имеющиеся. Так у современных детей развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности. Тем временем корейские ученые выяснили, что гаджетозависимые идентичны наркозависимым.

«Мы идем к обществу с тотальным расслоением. Только от нас зависит, в какой группе мы окажемся: управляющие или управляемые. Это фундаментальная проблема, – пояснил Андрей Владимирович. – Если мы не совершим прорыв, то шанса гордиться собой, как людьми, которые принесли в этот мир знание и смысл, не останется».

По мнению спикера, в ближайшие 5-10 лет образовательная система перестанет обучать конкретным профессиям. Вскоре будут цениться только навыки, которыми уже владеет человек, а не то, что он освоил. Детям нужно развивать заложенные в них природой таланты, а не пытаться изменить себя и свои данные.

Будущему поколению следует передать фундаментальное знание о естественном мире, считает врач-психотерапевт. Педагог должен сформировать у ребенка понимание того, что есть объективная реальность и она действует по определенным законам. Чтобы у него больше не возникало желания спорить, Земля круглая или плоская.

Андрей Курпатов считает, что офлайн-образование будет становиться все дороже. «Олдскульное» образование, как он выразился, без гаджетов в классе, станет самым качественным. Живое общение с человеком будет цениться выше контакта с роботом. «Онлайн вы можете учиться у лучших педагогов из любой точки планеты, – заметил спикер, – но вас никто не контролирует и нет личного контакта».

В век тотальной цифровизации психотерапевт обеспокоен, останется ли у людей желание изучать окружающий мир, действовать, творить произведения искусства. С учетом того, что любая потребность человека будет удовлетворяться технологией.

«Я хочу жить в мире, где общаются люди, которые занимаются разными делами. Найдем ли мы в себе мотивацию все так же внутренне гореть и что-то делать?» – заключил Курпатов.

Врач-психотерапевт подытожил «Диалог на равных» рассуждением о том, что как только все становится понятным – человеку становится скучно. И пока есть трудности и препятствия, надо радоваться, преодолевать их и расти в этом.