16 июля 2019 г.
Алексей Каспржак: «Вместо того чтобы исправлять несовершенства, нужно перейти к функции сотворчества»
  • img

Ректор новой образовательной площадки АНО «Россия – страна возможностей» Мастерской управления «Сенеж» обсудил на Диалоге на равных с участниками форума, каким должно стать образование будущего.

Образование – это самый сильный институт страны. Вдумайтесь, все граждане находятся в одних и тех же условиях 10-11 лет, а считая вместе с вузами, все 15-16 лет.

«Но при этом, мы пользуемся этой системой, чтобы она продуцировала нечто, абсолютно невостребованное в современном мире, – начал диалог ректор. – Что случится с человеком, который не прочитал Толстого? Почему мы считаем тот список по литературе, что нам преподают – это то, что нужно изучать, почему не что-то другое. Попытайтесь к вещам, которые происходят традиционно, подставить вопрос как ребенок: «а зачем?».

Чтобы изменить саму систему, нужно менять миссию образования, считает Алексей Каспржак. Вместо того чтобы исправлять несовершенства детей, нужно перейти к функции сотворчества. Нельзя ставить клеймо на юные дарования: кто троечник, а кто отличник, все талантливы. «Не учить всех всему, а развивать только сильные качества, – пояснил Алексей Анатольевич. – Обучать тому, в чем есть талант, к чему есть предрасположенность».

У Алексея Каспржака большой опыт внесения изменений в образовательную систему, он занимался этим несколько лет, исполняя обязанности заместителя начальника департамента образования Тверской области.

«Реструктуризация сложных процессов не происходит в одночасье. Это то же самое, что выдернуть велосипед из-под спортсмена, когда он развивает скорость 40 км/час. Нет, тут нужна стратегия, как внедрять реформу».

По мнению спикера, в наше время происходят сумасшедшие изменения в экономике и жизни, не надо воспринимать эти условия как вызов и ограничение. Это шанс человеку перестать выполнять нечеловеческий труд. Все, чему можно задать определенный алгоритм, будет выполнять машина. Это значит, что в образовательном процессе нужно сконцентрировать внимание на развитии личности, не экспериментируя на детях.

В качестве примера неудачного эксперимента спикер привел единый государственный экзамен. С точки зрения механизма, такое тестирование было правильным инструментом, считает он, но впоследствии ЕГЭ превратилось в сплошные запреты. Появилось ощущение, что дети – нарушители, которые только и делают, что списывают.

Это то же самое, что ограничить свободу перемещения людей на территории забором. Сразу хочется сбежать. Не стоит ограничивать детей там, где можно справиться без диктатуры и жестких правил. Лучше присматриваться и быть чуткими наставниками, пояснил свою позицию Алексей Каспржак.