10 июля 2018 г.
Ярослав Кузьминов: «В России высшее образование является национальной чертой»
  • img

Про тенденции развития высшего образования участникам форума «Территория смыслов» рассказал Ярослав Кузьминов, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Для русского человека стремление получить высшее образование является национальной чертой: по итогам опросов, проведенных «Вышкой» более 80% родителей хотят, чтобы их ребенок поступил в вуз.
 
Ярослав Кузьминов объяснил, что так происходит потому, что наличие высшего образования способствует реализация социальных лифтов и обеспечивает подтверждение социального статуса семьи. А также отметил, что «вуз – это апофеоз жизни, чаще всего именно в университете человек получает самые яркие впечатления и находит друзьей, с которыми реализует совместные проекты».

Высшее образование выполняет задачи обеспечения глобальной конкурентоспособности страны через подготовку профессиональных кадров, удовлетворяет спросу населения, развивает науку и технику. Россия занимает лидирующие позиции по обеспечению доступности высшего образования, но поступить в университет сегодня можно только через систему государственной итоговой аттестации и единый государственный экзамен. Механизм «преимуществ для слабых» отсутствует. При этом, заметил Кузьминов, ЕГЭ обеспечил возможность обучения иногородних студентов в ведущих вузах Москвы и Санкт-Петербурга.

Рассказал ректор НИУ ВШЭ и о тенденциях развития высшего образования. Один из трендов – это грядущая цифровая эволюция, она повлечет стремительное обновление профессий и технологий на рынке квалификаций. Узкие направления высшего образования станут не востребованными: работодатель инженеру-электронщику предпочтет инженера широкого профиля. Остро станут востребованы «короткие» курсы по различным направлениям деятельности. Появятся новые формы высшего образования, среди которых  лидерами станут онлайн курсы и фирмы-провайдеры независимого контроля качества знаний и умений. Благодаря последним студент и его родители смогут оценивать качество полученных знаний с помощью цифровых тестов. Вузам придется создавать новые технологий обучения, меняя традиционные форматы (лекции, практикумы).

Также гость встречи отметил, что к 2030 году должен быть «мир без языкового барьера», когда каждый из нас сможет понимать любого человека, не важно, откуда он и какой национальности.