26 июля 2017 г.
Алёна Прусова: «Мы разработали программу для школьников, чтобы показать им нетелевизионную жизнь врача»
  • img

Я студентка и сотрудник Кубанского государственного медицинского университета. Поскольку моя специальность — лечебное дело, и моё будущее так или иначе будет связано с медициной, я решила создать проект по медицинскому просвещению абитуриентов. Проект называется «Сестринские каникулы».

Есть проблема, с которой мы сталкиваемся каждый год: будущие студенты плохо представляют себя реалии медицины. Благодаря телевидению, медицина окружена ореолом романтики: все смотрят «Интернов» и думают, что в больнице весело, после «Доктора Хауса» считают, что каждый случай — гениальный, а на самом деле таких бывает один на миллион. На самом деле, медицина немного отличается от представлений, которые можно подчерпнуть из телевизора. И абитуриенты зачастую оказываются не готовы к этому. В результате большой процент студентов, больше, чем в других вузах, отказывается от специальности. Они теряют год-два, иногда даже три, и потом идут на переквалификацию в другой университет. Государство теряет деньги, если это бюджетный студент, или родители теряют деньги, если это студент, который учится на коммерции. А сам студент теряет время и энергию.

Вместе с нашим университетом, Краснодарским краевым фондом социальной адаптации личности «Свет» и движением «Волонтёры-медики» мы разработали программу для школьников, чтобы показать им, какова настоящая жизнь медработника. В нее входит лекционный материал, практика, научая часть (круглые столы) и развлекательная (квесты). Запустили первый курс из 27 человек, с которыми занимались 1,5 месяца. Результаты оказались неожиданными: мы надеялись отговорить ребят, которые не уверены в себе, но большинство только укрепилось в своем решении. 25 человек решило по завершении поступать в медицинский.

За это время они задали массу острых вопросов, таких как: «Сколько раз вы собирались забирать документы из университета?». Я им отвечала: «Раз, наверное, десять за год я хочу забрать документы, потому что мои друзья из политехнического университета гуляют по ночам, ходят в кино, веселятся. А я сижу сутками за учебниками, а выходные трачу на работу и времени нет ни поспать, ни поесть». Они ходили по отделениям, видели, что такое настоящая, не телевизионная медицина, общались и помогали людям, которым плохо, больно и страшно. Зато потом с них спадали «розовые» очки и теперь они знают, с чем столкнутся, выбирая эту профессию.

Я подаю проект на грант, потому что нам нужна финансовая поддержка. Мы назвали его «Сестринские каникулы», потому что проводим мероприятие во внешкольное время, а внешкольное время — это каникулы. Летний цикл самый большой, он полтора месяца, а осенью, зимой и весной мы планируем делать мини-цикл в 5 дней, например. Из-за того, что летний курс прошел удачно, на осенний уже записалось 50 человек. Мы не можем покрыть эти расходы. Нам нужны санкнижки, у ребят должна быть форма — им полагается ходить в халатах, специальных головных уборах, как настоящим врачам. Также мы закупаем одноразовый расходный материал в виде перчаток, бахил, масок.

Мы надеемся победить в грантовом конкурсе форума, но пребывание на форуме уже проходит с пользой: здесь много волонтёров-медиков, мы общаемся друг с другом, на лекциях для участников «конвейера проектов» эксперты рассказывали очень грамотные, интересные вещи — как и что исправить в своей работе. Мы сделали на это упор и, соответственно, сам проект прописали лучше, чем он был прописан до того, как мы приехали. Но, честно говоря, мы будем реализовывать его вне зависимости от того, победим или нет. Может, сложнее или медленнее, но будем делать, потому что знаем — это точно нужно и нам, и школьникам.