25 июля 2017 г.
Митя Моровов: «Моя жизненная цель — популяризировать жестовый язык»
  • img

Мнение выпускника Нижегородского государственного лингвистического университета им. Добролюбова, участника Всероссийского молодёжного образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме» Мити Моровова — о своём социальном проекте «Центр «Ы» и впечатлениях от площадки.

На «Территорию смыслов» я приехал из Нижнего Новгорода, являюсь выпускником Нижегородского государственного лингвистического университета им. Добролюбова, по специальности — филолог, кандидат наук.  На форум привёз проект «Тьюторы для глухих детей».

Началось всё так: я помогал организовывать первый фестиваль жестового языка в Нижнем Новгороде, и команда, которая делала фестиваль, настолько вдохновилась, что решила продолжать продвигать жестовый язык. Постепенно сложился костяк активистов, и в феврале этого года мы создали НКО для работы с глухими. Оно называется «Центр «Ы».

Мы познакомились с директором школы для глухих детей в Нижнем Новгороде, и он поделился с нами своими сложностями. Основная состоит в том, что дети, выпустившись из школы, не могут реализовать себя, не хотят никуда поступать, у них очень много страхов, связанных с окружающим миром. А все потому, что преподавание в школах для глухих по всей стране ведётся не на жестовом языке. Их учат устно. Считается, что это помогает развить устную речь, хотя исследования говорят об обратном. На самом деле нужно менять систему образования для таких детей, но это очень масштабная задача, и мы решили начать с малого.

У нас есть волонтёры, которые хотят помогать, общаться с детьми на жестовом языке. Из них много студентов педагогических вузов. Мы подумали: что если мы профессионально обучим их жестовому языку, чтобы они помогали детям осваивать школьную программу? Сейчас мы можем своими силами обучить ребят бытовому общению, но для успехов в школе нужно объяснять ещё и терминологию, сложные понятия. Также нам хотелось бы проводить тренинги на развитие лидерских качеств, уверенности в себе, устраивать развивающие прогулки. Известно, что есть связь между развитием глухоты и вестибулярным аппаратом, и ребятам было бы полезно сходить в парк, попрыгать на батуте, это тоже восстановительная программа.

Первый этап проекта выглядит так: мы разрабатываем методику, учим волонтёров жестовому языку, волонтёры приходят в школу, выбираются две группы — рабочая и контрольная. И после проведения программы у нас уже появляется статистика, это станет прецедентом, и мы на его основе сможем продвигать свой метод.

А второй — так как ребята из педагогических вузов, то через два-три года они выпускаются с дипломом и квалификацией преподавателя литературы, математики, чего угодно. И они могут прийти в школу работать. Несколько таких учителей в штате школы сможет сделать обучение эффективнее и в целом изменить ситуацию к лучшему. Руководство школы, которое болеет за своих учеников, будет счастливо взять таких специалистов на работу.

Зачем нам грант? Нужна поддержка, так как у нашей школы небольшое финансирование. Сейчас проекты работают за счет коммерческих партнеров, но этого часто не хватает. И главное — нам нужно оплатить профессиональные услуги преподавателя жестового языка. Это очень редкая квалификация, нужен слабослышащий специалист, который может еще и преподавать. У нас есть такая девушка, но она крайне перегружена и нам нужно компенсировать затраченное ею на нас время.

Помимо работы над проектом, «Территория смыслов» лично мне дает большое количество знакомств.  Моя жизненная цель — популяризировать жестовый язык, и радует, что здесь я рассказываю о проекте, провожу мастер-классы, перевожу немного — и люди начинают им интересоваться. Несколько ребят попросили сделать для них дистанционные курсы по жестовому языку. Еще были лекции, которые помогли, прямо-таки поставили мне голову на место. Здесь очень много полезного контента.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.