27 июля 2016 г.
Подарок для Клязьмы: «живописные картины», написанные голосом
  • img

Помните, как в детстве нас взрослые учили цветам радуги: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан!  Предлагаю совершить революцию в сознании и немного дополнить этот живописный прием мнемотехники небольшим вкраплением черного. Представьте теперь преобразившуюся радугу в черном фраке в момент непродолжительной, но бодрящей грозы в освежающей атмосфере дождевого послевкусия. Получилось? Не сложно, не правда ли! Как знать, может в вас сейчас проснулся новый Куинджи или Айвазовский?

К чему это? Всё просто! Если мы с моим музыкальным собеседником не можем передать вам, дорогой наш читатель, всю богатейшую палитру его виртуозного владения голосом на слух, то делимся этим взрывающим звучанием посредством созданного пейзажа. Именно так и выглядит ритмичный рисунок битбокса в исполнении чемпиона России, Европы и экс-чемпиона мира музыканта Вахтанга, который, жонглируя всеми красками «драм-машины», также совершил жанровую революцию, но на музыкальном Олимпе.

Помогает вокалисту, закончившему, на минуточку, эстрадно-джазовое отделение Музыкального училища имени Гнесиных, его верная спутница – очаровательная меломанка «Катюша» (так он её называет, хотя у нее много имен), она же семплер, она же электронный музыкальный инструмент, позволяющий делать со звуками такое, что вам и не снилось.

Чтобы передать вам настроение Вахтанга, выраженное в словах и мыслях, мы обратились к первоисточнику. Битбоксер даже позволил нам прервать на несколько минут саундчек перед его выступлением на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов». 

– Перенесемся на 28 лет назад в солнечный Тбилиси, когда родившегося малыша нарекли Вахтангом, что в переводе с персидского означает «имеющий волчье тело». Согласны вы с тем, что имя, данное при рождении, способно изменить жизнь человека?

– Да, имя для каждого человека имеет очень большое значение. Я не приветствую, когда будущие родители еще не родившемуся ребенку подбирают имя. Ведь, только глядя на человека, пусть и еще совсем маленького, можно почувствовать всю его энергию, характер, которые сами подскажут правильное имя.

– Вашего отца также зовут Вахтангом. Какие черты Вам передались от него? Есть что-то похожее или вы разные?

– Мы похожи не только визуально, но даже в движениях и манерах мы абсолютно одинаковы.

– Именно Ваш отец, будучи профессиональным музыкантом, познакомил Вас с битбоксом, однако, он же спустя годы выразил и свой протест против этого увлечения. Как так?

– Если честно, знакомство с музыкой произошло еще до отца, когда дядя играл на гитаре в своей рок-группе в Тбилиси, я все это слушал и впитывал. Поэтому, где была музыка, там был я. На тот момент мне было 3-4 года. У меня был спичечный коробок, с которым я подбегал к дяде и импровизировал, отбивая им определенный ритм. После я перешел к более серьезным подручным инструментам, например, к ручке (смеется). Играл на разных предметах, которые хоть как-то издавали звук. Мне это безумно нравилось. Мое увлечение заметил отец, в шутку показал пару приемов, которые можно совершать голосом. Это был, конечно, еще не битбокс. Однако, я сразу понял, что это моя стихия.

Против же этого увлечения родители были потому, что считали его несерьезным. Вокал бы еще куда не шло! Но в этом как раз и есть противоречие. Все-таки пение – это всенародное проявление музыкального искусства, и я с детства в этом купаюсь, но битбокс был моей отдушиной в те периоды, когда я не мог петь, – переходный момент ломки голоса.

– Возвращаясь вновь к значению имени и к тому, что вы только что сказали, не «волчья ли хватка» помогла вам совершить музыкальную революцию?

– Революция, конечно, громко сказано. Её совершали в свое время Моцарт, Бетховен, Beatles. Я всего лишь сделал революцию в Beatbox, так как придумал свою технику и свою методику преподавания, что позволило музыкальной России в этом плане иметь свое лицо.

– Какое же лицо российского битбокса?

– В десять раз мощнее, чем европейское. Европейцы все делают плоско, исключительно на губах, опираясь на речевой аппарат, не используя диафрагму. Мы же все делаем наотмашь, с русской душой. Я совместил вокальную технику, где диафрагма на ведущих ролях, с механизмами работы мышечного аппарата. Я занимаюсь битбоксом вот уже 19 лет и давно понял, что это далеко не имитация звуков, как многие говорят. Ведь цель несколько другая: создавать звуки, которых в природе еще не существует. Это и отличает одного битбоксера от другого.

– Битбокс сегодня как только не называют: и пятым элементом хип-хопа, и вокальной перкуссией; самого же вокалиста – человеком-оркестром. Как Вы к этому относитесь?

– Что до последнего, то это немного расстраивает. В моем понимании человек-оркестр – это нагроможденный барабанами, гитарой, губной гармошкой и прочими инструментами солист. Это, все-таки, больше к цирковому жанру. Я же более глубоко отношусь к тому, что делаю. Для меня Beatbox – это создание музыки с помощью голоса и человеческого тела.

– Однажды Вы сказали: «Всё, что у меня в сердце, я могу передать с помощью музыки». Что сегодня в сердце у Вахтанга?

– В сердце у меня всегда любовь. Именно с таким чувством должен выходит любой артист на сцену, иначе нельзя. А еще в нем маленький ребенок, который делится со своим слушателем искренностью и радуется всему, что его окружает. Важно чувствовать себя именно ребенком на сцене. Так вы никогда не обманете своего зрителя. Также у меня в сердце всегда поиск идеального звука. Думаю, он никогда не закончится.

– Вы возглавляете Федерацию битбокса в России. По этому музыкальному направлению проводятся различные чемпионаты. Все это несколько роднит его со спортом, не находите? Что же больше в битбоксе: искусства или спортивной составляющей?

– На данный момент времени на 70 процентов это искусство, на 30, все-таки, спорт. Но это пока! Не существует в мире регламента, который бы прописывал, как в фигурном катании, все элементы. На проводимых чемпионатах по битбоксу оценивается в первую очередь актерское мастерство, техника, оригинальность звука. Но уже скоро появится и новый критерий оценки – мощность звука. Это очень хорошо. Важно еще, как ты ведешь себя на сцене во время батла. Главное, не сдаться еще до сражения. Есть люди, которые прекрасно себя чувствуют на сцене, но не могут батлиться. Ведь битбокс проявляет очень ярко характер человека. Если ты в жизни динамичный и харизматичный, то и звуки будут под стать характеру. А еще он обнажает такие черты, как талант и трудолюбие, что в нашем деле является главным критерием успешности.

– Что, а может быть и кто, является самой большой наградой для Вахтанга сегодня?

– Самая большая награда для меня – моя семья…

… Именно в это мгновение зазвучали позывные «Территории смыслов», приглашающие участников к сцене на вечернее построение.

Тогда под занавес нашей беседы я предложил Вахтангу немного поимпровизировать, а именно, все имеющиеся у него в запасе звуки души переложить на почтовую открытку в формате трех слов, чтобы после, прямо на форуме, отправить предполагаемому адресату.

Задача оказалась не из легких… Правда, через минуту-другую на открытке, адресованной целой вселенной, разноцветными кистями знакомой нам уже радуги с детской верой в чудо и волшебство по взрослому искренне было написано:

                                                «Жить ради любви!»