14 июля 2016 г.
На Клязьме раскрыли стратегическое оружие «четвертой промышленной революции»
  • img

14 июля на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме» молодые ученые и преподаватели в области информационных технологий посетили профильные семинары, на которых экспертное сообщество Института развития Интернета посвящало айтишников в тонкости «четвертой промышленной революции», делясь механизмами ускорения интернетизации промышленного производства, знакомило молодых специалистов с инструментами Интернет-маркетинга и современными технологиями IT-образования.

Директор Центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком», эксперт ИРИ Борис Глазков в разговоре о технологиях, лежащих в основе Industry 4.0, отметил, что «мир сегодня движется в сторону киберфизической системы», и привел в качестве примера организацию работы электронного правительства. 

По словам эксперта, новая «промышленная революция» всё больше основывается сегодня на таких столпах, как робототехника и вертикальная интеграция IT, которая позволяет видеть и систематизировать в режиме реального времени весь производственный процесс; аддитивное производство, как то 3D-печать,  и индустриальный Интернет; облачные технологии и дополненная реальность, к примеру, в форматах виртуальных примерочных и магазинов или передачи новостей «от первого лица» в журналистике. Но на первый же план выходит кибербезопасность тяжелой промышленности, так как возрастают риски кибератак на промышленные системы. Не последнее место занимает и аналитика данных.

«Мировой рынок технологий, связанных с монетизацией данных, будет расти в среднем на 26.4% и к 2018 году достигнет 41,5 млрд долларов США. В ближайшие 5 лет количество данных в мире достигнет 40 зеттабайт, что эквивалентно 5200 Гб на каждого жителя планеты», - говорится в презентации эксперта .

Директор по распространению технологий компании «Яндекс», член программного комитета ИРИ Григорий Бакунов, развивая тему Интернет-вещей, направленную на потребителя, дал понять, что «нам хватает инженерного гения, но мы не умеем продавать». Поможет в этом, по его мнению, такой практический инструмент, как коммуникация.

Как раз о продвижении контента речь шла в группе участников, которая во главе с основателем Академии Интернет-резерва ВИРТА, исполнительным директором Digital-студии Funaction Викторией Вирта и Председателем Кластера «РАЭК/Digital», членом Комиссии по веб-разработке ИРИ Андреем Тереховым, обозревали современные маркетинговые инструменты. В частности, говорили о таком средстве продвижения, как SMM, который представляет собой двойственную структуру: с одной стороны, это канал коммуникации, с другой, площадка, на которой происходит взаимодействие.

«Если вы не готовы работать в режиме 24/7, то работа smm-специалиста не для вас. Хороший smm’щик – это тот, кто анализирует и корректирует контентный план. Аналитика – это базовая компетенция любого айтишника», - комментирует Виктория Вирта.

Современные подходы к образованию были рассмотрены на встрече преподавателей в области информационных технологий с Ректором Университета Иннополис, экспертом ИРИ Александром Тормасовым и директором Департамента исследований и образования Mail.ru Group Дмитрием Волошиным.  Гости были едины во мнении, что в настоящее время меняется парадигма обучения – с образования контентного, в котором сам контент создается лично педагогом, на проектный подход в образовательной системе, благодаря чему обучающий материал будут создавать сами учащиеся.  Александр Тормасов в то же время отметил:

«Изменить текущую систему образование сложнее, чем придумать что-то новое».

Но, как говорят эксперты, значительно улучшить показатели самого процесса помогут современные подходы, которые уже применяются на практике, а также тесное сотрудничество работодателей с университетами.   Среди таких подходов были выделены Blended Learning с интерактивным контентом в Сети, в котором доминирует проектный подход; сетевое обучение, в котором, по признанию Волошина, Россия сильно отстает; глобализация IT-образования, которая, в конечном итоге, поможет привлечь ресурсы западных вузов, с которыми мы не умеем конкурировать. Значительное внимание стоит обратить и на усиление значения бренда преподавателя.

«Важна не оценка в дипломе, а фамилия преподавателя, который обучал этому предмету студента», - говорит директор Департамента исследований и образования Mail.ru Group.

Под занавес беседы возник резонный вопрос: как вписаться в эти тренды? Ответ экспертов не заставил себя ждать.  Если ты студент, то не ищи вузы и программы обучения, а ищи конкретных людей с устойчивой репутацией, которые тебя обучат.  Если ты преподаватель, «займись личным брендом и будь на радаре у работодателей». Если ты вуз, то стремись к меньшей бюрократии и большему количеству экспериментов. Если же ты работодатель, то «иди в вузы и школы» и строй «маршрутные карты» профессий.

Организаторами форума «Территория смыслов на Клязьме» выступают Федеральное агентство по делам молодёжи, Общественная палата Российской Федерации, «Роспатриотцентр» Росмолодёжи. Форум проходит при кураторстве Управления Президента РФ по внутренней политике.

Профильные партнёры смены «Молодые учёные и преподаватели в области IT» - Институт Развития Интернета (ИРИ), совместно с которым была разработана образовательная программа смены; РАЭК; РОЦИТ, Фонд Развития Интернет-Инициатив (ФРИИ) и «Сбербанк-Технологии».