13 июля 2016 г.
Добро пожаловать в яхт-клуб, или как журналист решил стать судоводителем
  • img

Пресс-служба Всероссийского молодёжного образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме» продолжает рубрику «Испытано на себе!». Каждую смену мы примеряем на себя новую роль и рассказываем о том, как это было. Из первых уст вы узнаете о том, что чувствуют участники, волонтёры и организаторы форума. В этом выпуске наш корреспондент решил испытать на себе аттестацию на права на управления маломерными судами.

Как говорится, дело было вечером – делать было нечего. И вот на этой почве стукнуло мне в голову, что нужны мне права на управление лодкой. Живу я в Калининграде, рек там много и даже море есть, так что может они даже не будут пылиться на полке. С мечтами о яхте, я подумала, что если уж на дороге я разобралась, как водить, то на реке уж точно смогу. Тем более, что сдать на права можно прямо на территории форума в мобильном пункте аттестации государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). Сделать это может каждый участник, гость и организатор «Территории смыслов».

 

Без бумажки никуда

Собственно, еще до приезда на «Территорию смысла» я что-то слышала о возможности сдать на право управления лодкой. Зная свою любовь к совершенно непонятным и незапланированным действиям, я-таки решила захватить с собой папку со всеми персональными документами и, как оказалось, не зря.

Мой первый поход к милейшим сотрудникам ГИМС закончился списком необходимых документов, без которых плакали бы мои будущие права. Разберемся, что тут. Если с паспортом и заявлением все понятно: первый – всегда с собой, а второе – оформляется на месте, то дальше начинается сложность. «Медицинская справка на годность к управлению маломерным судном или транспортным средством», «Фото, 3*4, 2 шт.» – вот, где моя природная удача сработала ещё из дома. Открыв свою заветную папочку, я нашла там и то, и другое, оставшееся еще со времен сдачи на права в ГИБДД. А вот если бы у меня чего-то не было, пришлось бы ехать во Владимир и оформлять. «Уфф, ну с остальным попроще, теперь-то уж точно права на лодку у меня в кармане!» – внутренне возликовала я и пошла к мобильной станции Сбербанка, чтобы оплатить госпошлину.

 

Ученье – свет

В отличие от получения прав на автомобиль, пройти обучение для управления лодкой можно самостоятельно, даже не выходя, в моем случае, из пресс-центра. В интернете есть все необходимые методические материалы и тренажеры для сдачи тестовой части. Это уже полдела, а найти, как справиться с лодкой на воде тоже можно – лайфхаки от прожжённых рыбаков в помощь. Но, если у вас есть справка об окончании курсов судоводителей, то это будет только на пользу.

Я же подошла к делу получения прав для управления судном ответственно. Даже скачала учебник ГИМС, открыла его, прочитала содержание. Оказалось, что там 79 параграфов совершенно неведомой для меня информации. Почти 200 страниц текста – это примерно 80 тысяч слов, одну треть которых я увидела в первый раз. Но упорно мечтая о яхте и вызывая в голове образ, как круто я буду смотреться за штурвалом, под парусом, на горизонте Балтики, я взяла блокнот и начала конспектировать типы судов. Неделя ушла у меня, чтобы разобраться, что обозначают флаги на корабле и вообще, как сигнализировать о разных ситуациях на борту; понять, что большие буйки – это плавучие навигационные знаки, и они имеют разную окраску для обозначения судовой обстановки и показывают, как пройти по реке; выучить, кто кому должен уступить на воде. «Зачем я вообще в это ввязалась», – каждый день думала я, а потом представляла, как хорошо сядет на мне капитанская фуражка и зубрила дальше. Благо, мой учебник был с картинками!

Я даже видела прогресс: в первый день моего обучения тестовые задания я провалила с результатом в 2-3 правильных ответа из 10. Через неделю я уже нормально отвечала на 8 вопросов, что считается допуском к практической части экзамена.

Через пару дней натаскивания себя через тесты я решилась: «Все пора и силы проверить, а то так до старости буду только в учебник смотреть!»

 

Халява приди!

Так кричат все, как мне кажется, студенты перед сложным экзаменом. В свое время, курсе на первом, я тоже кричала заветное словосочетание в форточку, размахивая еще пустой зачеткой. Здесь же размахивать было нечем, но я все-таки в качестве профилактики решила, что лучше позвать удачу.

«Как же страшно, вроде и ничего не потеряю, если не сдам, но опозориться не хочется», – настраивала я себя, пока шла до мобильного пункта ГИМС, где меня уже ждал ноутбук с тестовой частью.

Итак, начнем. У меня есть 20 минут и 10 вопросов.

«Как называется поперечная балка подпалубного набора, проходящая от борта до борта?» – вот тут все из моей головы вылетело напрочь. Я сквозь сознание нажала на ответ «Бимс». Дальше пошли картинки супер приспособлений для штурмана: секстан, различные виды якорей, биноклей и тому подобное. Потом были мои нелюбимые задачи с условиями как в школе. Я честно пыталась в уме решить, какой угол поворота мне нужен, и найти подобный вариант ответа. И, о счастье, свои 8 баллов я со скрипом набрала.

Дальше предстояло самое сложное. Не скрою, что катером я управляла, но то были шалости под присмотром опытного капитана. А тут другое дело. Здесь рядом с тобой член аттестационной комиссии, который оценивает каждое действие.

Я надеваю жилет с мыслями, что если и выпаду из лодки, то спасусь точно. Оценивают все, начиная от того, как ты заходишь на борт и как заводишь мотор, заканчивая выполнением элементов. Судя по тому, что мой экзамен не закончился через 10 секунд, заводить мотор я умею. Ветер и брызги в лицо – все это выбивает из головы остатки воспоминаний моего конспекта. Действую по наитию, надеясь, что на подкорке мозга записались основные действия и правила.

Инспектор просит держаться в «полосе» и двигаться вперед. Да, легко! Дальше остановка, набор скорости, поворот. Потом змейка, куда ж без нее. Остановка. Движение во внутреннем водном пространстве по знакам и в имитированном море. Я четко выполняю задачи инспектора. Он просит пришвартоваться, и тут я ошибаюсь и, не рассчитав скорость, наваливаюсь на причал «Вы совершили грубую ошибку, создавшую аварийно-опасную ситуацию», – раздается голос инспектора.

В общем, прав у меня пока не будет, но я обязательно исправлю это недоразумение в ближайшем будущем. Кстати, на второй смене «Территории смыслов» успешно сдали экзамен и получили права 21 человек. Так что и будущим участникам я желаю попробовать себя и получить заветную корочку! Это несложно, стоит только захотеть. И семь футов под килем вам!