29 июня 2016 г.
Молодые ученые на Клязьме преодолели путь от самоидентичности к самосознанию
  • img

Второй образовательный день на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме» начался со встречи молодых учёных и преподавателей общественных наук с заместителем начальника управления по общественным проектам Администрации Президента РФ Ольгой Васильевой. Для обсуждения экспертом была выбрана тема формирования национальной идеи России -  от периода становления до современности. 


В ходе встречи с целью определения национальной идеи она обратилась к событиям Великой Отечественной войны, как яркому и достойному примеру в разбираемом вопросе, акцентируя внимание на героях военного времени:
«Сегодня, говоря о патриотизме, важно изучать феномен поколения 20-х годов ХХ века. Это было поколение героев», – отметила эксперт. 

Отвечая на вопросы участников форума о патриотическом воспитании молодого поколения Ольга Васильева, рассказала о важности обращения в этом воспитании, как к биографии отдельных личностей военной эпохи, так и к героям нашего времени, таким как Александр Прохоренко, который погиб 17 марта 2016 года при исполнении служебных обязанностей в ходе боёв за Пальмиру, или Сергей Солнечников – русский офицер, ценой своей жизни спасший подчинённых ему солдат при взрыве боевой гранаты.


Позднее в этот день генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Фёдоров прочитал для участников смены лекцию, посвященную проблемам ментальных ловушек при изучении отечественной истории.  Им было отмечено, что история может быть, как источником национального единства, так и причиной раскола.
«Говорить или не говорить о тех или иных моментах истории – это прерогатива не исторической науки, а политики, – комментирует Валерий Фёдоров, – Политики, идеологи, учёные определяют, что забудется, а что останется, и реализуют этот запрос художники, писатели, актеры. Таким образом, искусство превращается в инструмент новой борьбы – борьбы за историю».


29 июня состоялись и профильные семинары от ведущих лекторов России, посвящённые Второй мировой войне. Начинающие юристы вместе с главным научным сотрудником Центра общественно-политических проектов и коммуникаций Андраником Миграняном и директором АНО «Институт стран СНГ» Константином Затулиным определяли стратегию непрямых действий в мировой политике и решали, кто и как формирует международную повестку дня, историки во главе с директором Института российской истории РАН Юрием Петровым обсудили вопросы преподавания Отечественной истории, повсеместного тиражирования псевдонаучных исторических книг. 
В рамках дискуссионной площадки политологов и философов с Заведующим кафедрой социальной философии МГУ им. Ломоносова Кареном Момджяном и доцентом кафедры русской философии в том же университете Борисом Межуевым, решалась философская дилемма: история творит человека или человек творит историю. И если последний твердо заявил, что история правит человеком, то Момджанян, ссылаясь на текущие события в Европе в связи с Brexit, пояснил:  
«Человек как субъект образует историю, но не творит. История – это процесс, в который мы все вовлечены. Ситуация, когда большинство неправильно понимает свои интересы и полагает, что целью жизни является биологическое существование в среде, при этом не осознавая, что существует еще и цели сохранения качества жизни, то это большинство сами себе наносят ущерб и ограничивают себя в развитии».


Молодые социологи с директором специальных программ Всероссийского центра изучения общественного мнения Еленой Михайловой разбирали понятие «идентичности» в современном мире.
«Идентичность – это некий сценарий, который определяет жизненные стратегии людей, где основным модератором является государственная политика», – заявила эксперт.


Продолжилась образовательная программа работой над кейсом, который также, как и семинары, посвящён событиям Второй мировой войны. Пятьдесят команд в течение второго практического занятия презентовали выбранное ранее историческое событие в рамках заявленного периода и определяли формат для его реализации.  В результате этой работы командами будут выработаны методические материалы для детей школьного возраста, основанные на объективном представлении о прошлом и направленные на патриотическое воспитание молодежи и подрастающего поколения. Материалы передадут «Российскому движению школьников» для дальнейшего распространения по регионам и внедрения в школьные программы.


Вечером состоялся первый этап защиты проектов от участников смены. Каждому выступающему в течение трех минут необходимо было убедить экспертов, что именно его проект достоин победы в конкурсе. 
Людмила Кирюхина из Ставрополя, к примеру, презентовала студенческий правовой отряд «Соучастник», Станислав Недобежкин из Бугульмы представил «Школу Фемиды», который способствует формированию и повышению правовой грамотности, культуры и активной гражданской позиции у сельской молодежи, Александра Жиркова из Тамбова в своем выступлении замахнулась на целую «Империю права». 

Напомним, что форум «Территория смыслов на Клязьме» проходит с 28 июня по 28 августа во Владимирской области и включает 8 тематических смен. В отличие от предыдущего года в 2016-ом вместе с молодыми депутатами и политическими лидерами, IT-специалистами, преподавателями общественных и экономических наук, журналистами и руководителями молодежных НКО участие в форуме примут молодые ученые и преподаватели в области здравоохранения и специалисты сферы межнациональных отношений. Всего свыше 8000 участников.  Организаторами форума «Территория смыслов на Клязьме» выступают Федеральное агентство по делам молодёжи, Общественная палата Российской Федерации, «Роспатриотцентр» Росмолодёжи. Форум проходит при кураторстве Управления Президента РФ по внутренней политике.