29 июня 2016 г.
Молодые учёные на Клязьме «творят историю»
  • img

29 июня на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме» для молодых ученых и преподавателей общественных наук состоялся профильный семинар от ведущих лекторов России. В то время, как начинающие юристы во главе с главным научным сотрудником Центра общественно-политических проектов и коммуникаций Андраником Миграняном и директором АНО «Институт стран СНГ» Константином Затулиным определяли стратегию непрямых действий в мировой политике и решали, кто и как формирует международную повестку дня, историки во главе с директором Института российской истории РАН Юрием Петровым обсудили вопросы преподавания Отечественной истории. По словам участников, они сталкиваются с серьезными проблемами у себя на местах: от отсутствия факультативных занятий до всё большего развития и популяризации псевдонаучных знаний. 


Так, Иван Сурков из Йошкар-Олы поинтересовался у эксперта РАН о наличии контроля с их стороны над повсеместным тиражированием псевдонаучных книг по истории. На что получил отрицательной ответ. 


Также по признанию молодых педагогов и эксперта, остается нерешенным вопрос, что будут делать учащиеся 11-х классов на уроках истории. В свете того, что научное сообщество настаивает, чтобы история стала обязательным предметом при сдаче ЕГЭ, этот вопрос приобретает еще большую актуальность. 


Тем временем, в рамках другой дискуссионной площадки политологи и философы вместе с заведующим кафедрой социальной философии МГУ им. Ломоносова Кареном Момджяном и доцентом кафедры русской философии в том же университете Борисом Межуевым, бились над философской дилеммой: история творит человека или человек творит историю. И если последний твердо заявил, что история правит человеком, то господин Момджанян, ссылаясь на ткущие события в Европе в связи с Brexit, пояснил: 
«Человек как субъект образует историю, но не творит. История – это процесс, в который мы все вовлечены. Ситуация, когда большинство неправильно понимает свои интересы и полагает, что целью жизни является биологическое существование в среде, при этом не осознавая, что существует еще и цели сохранения качества жизни, то это большинство сами себе наносят ущерб  и ограничивают себя в развитии».


Параллельно с этими площадками состоялась также встреча молодых социологов с директором специальных программ Всероссийского центра изучения общественного мнения Еленой Михайловой, на которой акцент был сделан на определение понятия «идентичности» в современном мире.

«Идентичность – это некий сценарий, который определяет жизненные стратегии людей, где основным модератором является государственная политика», – заявила эксперт, а позже, затронув тему гражданства, привела в качестве примера данные социологического исследования: 
«42 % россиян определяют себя гражданами своей страны только потому, что получили официальный документ, подтверждающий гражданство».

Семинары по профилю продолжаются. Впереди у молодых преподавателей еще три насыщенных образовательных дня.